Истории создания популярных блюд заслуживают целых томов, и многие знаменитые гурманы посвящали им свои мемуары. Мы не претендуем на их лавры, а просто познакомим вас с историями нескольких популярных блюд, которые могут вдохновить вас на кулинарные эксперименты и позволят лучше понять их философию.
Конечно, знать, как появился тот или иной рецепт, не обязательно. Особенно, если вы просто пришли в ресторан или готовите дома ежедневный обед. Но для гурманов или тех, кто желает быть экспертом в кулинарии, понимание исторических процессов имеет большое значение. Это влияет на верность авторской интерпретации блюда, кулинарные техники, позволяет лучше понимать кухни мира и повышает аутентичность экзотических блюд.
Завернутый в листья фарш с крупой распространен по всему миру. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье уже в древности готовили долму: баранину, завернутую в виноградные листья. По одной из версий, в XIV-XV веках это блюдо пришло в Восточную Европу, только редкие продукты заменили местными: виноградные листья – капустными, баранину — свининой, а рис – пшеном. Само же слово голубцы появилось спустя несколько столетий, и опять же версий его происхождений несколько. Самая забавная гласит, что из французской кухни к нам пришла мода на печеных голубей, а чуть позже появился «бюджетный» аналог, завернутая в капусту мясная начинка, которую и стали называть «голубец».
Одно из древнейших блюд русской кухни. История щей ведет начало примерно с XI века, когда с Апеннинского полуострова к нам привезли капусту. Славяне оценили новую сельхозкультуру за ее практичность, пользу (уже тогда капусту применяли в лечебных целях) и возможность длительного хранения. Капусту стали солить, квасить, пускать на пироги и пр. И конечно, применять в похлебках. Кстати, настоящие русские щи – густые, наваристые, в них даже применялась мучная болтанка для пущей густоты. Позже, в XVIII-XIX веках в ряде рецептов от нее отказались, т.к. французская кухня тяготеет к прозрачным бульонам. Но до сих пор, например, костромские щи весьма наваристые и густые.
В русской версии гуляш – это скорее тушеное с подливой мясо, однако на своей родине – в Венгрии – гуляш имеет форму густого мясного супа с овощами. С древних времен зеленые равнины будущей Венгрии являлись благодатным местом для разведения домашнего скота, и огромные стада бродили по Паннонии (так называлась территория будущей Венгрии) в сопровождении многочисленных пастухов. Последним надо было что-то есть во время длинных переходов, вот и был придуман гуляш – нечто вроде заготовки, которую можно было легко приготовить на костре. А на закате Австро-Венгерской империи один из венгерских полков был передислоцирован в Вену, где его повара и познакомили венскую знать с гуляшом. Так блюдо стало распространяться по миру.
На Руси блин символизировал солнце, мощь природы, его даже посвящали богу Ярило. Весенние блины, теперь сопровождающие нас на Масленицу, были как раз символом пробуждения природы. Многие кухни мира знают блюда, подобные блинам – это различные лепешки, оладьи, панкейки и пр. Основной принцип здесь – простое и достаточно жидкое тесто, которое может быть пресным или дрожжевым, а также быстрое приготовление на сковороде. Блины могут быть приготовлены из разной муки, а также с припеком (с начинкой).
Сегодня без картошки русскую и белорусскую кухню не представить, а между тем, как всем наверняка известно, родиной этого растения является Южная Америка, так что в Европе картофель появился только в XVI веке. Причем поначалу просто как цветок – никому не приходило в голову его есть, хотя индейцы именно так его и применяли. Постепенно европейцы распробовали картошку, а в самом начале XIX века польский кулинар придумал рецепт картофельных блинов. На землях Речи Посполитой, кстати, картошка росла уже с XVIII века. Белорусы назвали новое блюдо драниками, т.к. для их приготовления нужно было тереть (по-белорусски – «драть») картошку.
Каждое, даже простое с виду, блюдо может скрывать интересную многовековую историю, окутанную или романтикой степей Паннонии, или жарким климатом Средиземноморья, или выращенную суровыми лесами Восточной Европы. Призываем вас открывать для себя эти знания и приключения, сохраняя традиции, но не боясь экспериментировать, ведь кулинария – это живой, развивающийся институт, и вы можете стать его творцом.